В религиозной практике
кельты использовали два типа
святилищ. Первый – клады
вотивных предметов, часто
связанные с водой. Второй –
прямоугольные площадки вдали
от поселений размером до 1 га, ограниченные рвом и валом (нем.viereckschanzen).
Они были впервые
идентифицированы в Баварии, но
впоследствии обнаружены во
многих регионах Европы.
Большинство из них
характеризуется довольно
бедным культурным слоем с
небольшим количеством находок.
Современными исследованиями
установлено, что первые
святилища, не связанные с
могильниками, появились в
конце гальштата. С начала III в.
до н.э. святилища становятся
более многочисленными.
Памятник типа
фиерекшанце (Viereckschanze)
в Южной Германии.
Святилища типа
прямоугольных площадок
интерпретируют по-разному.
Одни их считают своего рода
домашними святилищами,
созданными сельским
населением для проведения
каких-то общих церемоний.
Другие предполагают, что на
них могли происходить
кровавые жертвоприношения,
следы которых иногда
встречаются в виде костей
животных и людей. Они также
могли играть роль
территориальных маркеров, как
факторов поддержания в
коллективном сознании связи с
родной землей.
Реконструкция
святилища в Гурней-сюр-Аронд.
Внутренний ров был заполнен
костями животных
и людей, сложенных в
определенном порядке.
(Рисунок G.Jelski. По C.Goudineau et J.Goulaine
1989)
Святилища с вотивными
предметами, такими, как
железные мечи, бронзовые
сосуды, украшения, чаще всего
встречаются в реках, ручьях,
озерах, болотах. Известны
также т.н. "болотные" люди –
человеческие останки, иногда
хорошей сохранности, со
следами насильственной смерти.
Такие святилища также не имеют
однозначной оценки. По мнению
ряда исследователей, эти места –
у рек, озер – служили для
встречи членов племени или
племен. Но если в более ранний
период в воду клали
преимущественно оружие, то в I в.
до н.э. предпочтение
отдавалось орудиям труда,
монетам. Известно, что в 107 г . недалеко от Тулузы один
римский генерал поднял около 50
тонн золота со дна священного
озера. Возможно, что римляне,
довольно толерантные к
местным культам, были против
поддержания воинского духа
кельтов и препятствовали
обычаю использования оружия в
религиозных церемониях.
Английский археолог Р. Брэдли
полагает, что вотивные
предметы служили дарами,
приносимыми богам во имя
процветания и благополучия
живущих.
К числу культовых памятников
европейские археологи относят
также клады. Клады были
распространены в период
поздней бронзы, в позднем
гальштате и раннем латене их
было не очень много, они
численно увеличились во
втором и первом веках до н.э.
Клады, как правило, содержат
либо железные и бронзовые
предметы (орудия труда, детали
конской упряжи и повозки,
бронзовые сосуды), либо золото
и серебро (кольца, серьги).
Однако кельты знали и храмы.
В южно-французской кельто-лигурийской
области, где рано проявилось
влияние греческой культуры,
были известны такого рода
святилища. К их числу
относится храм на кельто-лигурийском
оппидуме Антремон,
относящийся к III в. до н.э.
Святилище находилось на самом
высоком месте. К нему вела 100-метровая
дорога, окаймленная статуями
героев. В руинах святилища
были обнаружены скульптуры с
человеческими головами на
столбах – "зал галлов".
В культовом зале – в нишах,
сделанных в каменных столбах,
грубыми гвоздями были прибиты
человеческие черепа.
Предположительно, это были
головы убитых врагов. Здесь же
найдены скульптурные
изображения человеческих
голов, монеты, гривны.
Скульптуры из
Антремона. II в. до н.э.
Музей Бибракте.
В святилище салювиев
Рокепертюз (в 15 км от современного французского
городка Экс ан Прованс) тоже
были установлены три каменных
столба с черепами, а сверху
помещено изображение готовой
к взлету птицы, как символа
перехода в другой мир.
Появление храмов считается
определенным шагом вперед к
выделению идеологической
сферы.
Антремон. Каменный
столб с изображением голов (in
situ).
Антремон.
Скульптурные изображения
голов.
Кельты приносили своим богам
обильные жертвоприношения, и
не только в виде предметов, но
и в виде животных и
человеческих жертв.
|