Имя Epona происходит от кельтского слова, обозначающего лошадь.
Epona была богиней-лошадью, образ которой символически представлен в кельтском
изобразительном искусстве. Её почитали также в Галлии, Британии, Югославии,
Северной Африке и, в период римского правления, Риме. Там 18 декабря проводился
фестиваль, посвящённый этой богине. Таким образом, её почитали и в столице
империи. Говоря о культе Epona, особый интерес вызывает традиция её изображения.
Графические изображения Epona могут быть разделены на две основные группы. На
большинстве изображений богиня представлена сидящей на оседланной кобылице. К
менее многочисленной группе принадлежат изображения, где Epona находится между
двумя лошадьми.
Многие изображения Epona символически представляют плодородие и изобилие
земли. Например на многих рисунках она стоит с корзинами полными фруктов или
кукурузы. Кроме того, очевидно существовала ассоциация между Epona и
Матерью-землёй.
Богиня ассоциировалась также как с исцеляющей водой и со смертью. Так в Галии
она представала в облике водной нимфы. Часто её рисовали с собакой, которая в
свою очередь обозначала исцеление или смерть. Символическое представление
загробного мира состоит в образе Epona , сидящей на кобылице, и человека,
стоящего за ней. Считается, что этот человек обозначает душу, переносимую в
загробный мир. На некоторых изображениях Epona держит большой ключ, что
понимается как её способность открыть врата рая и путь к счастью в загробном
мире. Наконец, в некоторых случаях Epona нарисована с картой в руке, что говорит
об её управлении человеческим жизненным путём. Однозначно можно утверждать, что
она была покровительницей лещадей. Лошади были чрезвычайно важны для кельтов с
точки зрения транспорта, ведения войны, социального положения, а также были
связаны с их представлениями о таинствах жизни, смерти и рождения.
|