Валлийский Гвин (Gwynn) или Гвин ап Нудд (Gwynn ap
Nudd) - властитель Аннона, Потустороннего Мира. Он сын Нудда, который никто
иной как Бели, т.е. супруг богини Дон. Известно, что сама Богиня Дон - та же
самая Богиня, что и Дану, Мать Богов клана Туата де Даннан. Однако сам Нудд
занимает в мифологии валлийцев более скромное место, чем его сын. Гвин ап Нудд
пережил в мифах и легендах чуть ли не всех своих божественных родичей.
"Gwyn" в переводе означает
"прекрасный, белый, яркий" и значит почти тоже самое, что ирландское
слово "fionn". Некоторые исследователи находят сходство между Гвином
ап Нуддом и Финном Мак Кумаллом. Оба они сыновья Небесного Бога, оба
прославились как великие охотники. Гвин же обладает более сакральным статусом,
ибо он повелевает людьми. В одной из ранних валлийских поэм он предстаёт Богом
Войны и Смерти, в этом качестве выполняет роль судьи над душами, провожатого
убитых в Аннон, где безраздельно правит ими. В поздних, христианизированных
преданиях говорится, что его Гвин ап Нудда Бог поставил повелевать демонами в
Анноне, чтобы они не губили род людской. Он считался королём охотников Уэльса и
Западной Англии, и это его спутников иной раз можно было слышать по ночам,
когда они охотились в пустынных и глухих местах.
В своей архаичной ипостаси он представлен в поэме
из Чёрной Кармартенской Книги как Бог Войны и Смерти. Здесь он выступает как
древний бриттский Великий Охотник, охотящийся не за оленями, а за человеческими
душами, носясь на демоническом скакуне, вместе со сворой псов из глубин Аннона,
преследуя добычу, которой не суждено спастись. Он заранее знал, где и когда
суждено погибнуть великим воинам:
Я оказался там, где умер Гвендолей,
Сын Кейдава, столп славных песен,
Чуть вороны закаркали над кровью.
Я оказался там, где умер Бран,
Ивериаддов сын, покрытый славой,
Чуть вороны закаркали над трупом.
Успел я и туда, где пал Ллахей,
Артуров сын, воспетый в сагах,
Едва лишь ворон прокричал над кровью.
Поспел я и туда, где был сражён сам Мейриг,
Сын Каррейана, достославный муж,
Едва ли вороны на труп слетелись.
И там я побывал, где умер Гваллаг,
Сын Кохолета именитый,
Соперник Ллогира, Ллейнгавова сынка.
И там я был, где пали бритты славные
С востока и из северных краёв:
Я провожал их до могилы.
О, я был там, где пали бритты славные
С востока и из северных краёв:
И вот я жив, они ж лежат в могиле!
Гвин забирает их души и ведёт в Аннон или на
"туманные вершины гор" (по преданию это излюбленное его пристанище,
как и вершины холмов). Облик Гвина в поэме кровав, под стать хозяину и
животные:
Мой крутобокий конь - гроза сраженья;
...
Мой славный крутобокий пёс,
Тебе не сыщешь равных в целом свете;
Недаром ты Дормах (Дверь Смерти), пёс Мелгуина.
Всё же Гвин ап Нудд не на столь мрачен, он
называет себя возлюбленным Крейддилад:
Зовусь я чародеем, сыном - Нудда;
Возлюбленный Крейддилад, дщери Ллуда.
Гвин каждые календы января бился с Гуитиром, сыном
Грейдаула из-за "самой прекрасной девой трех Островов Могущества и трех
прилегающих островов ". Гвин отличался особой жестокостью - он убил одного
из пленников, которого звали Нейтон, вырвал у него сердце, и заставил Килледира
съесть сердце своего собственного отца, тем самым он решился рассудка.
Изначально Гвин и Гуитир похищали Крейддилад друг у друга, до тех пор пока их
спор не был представлен Артуру, и тот решил, что Крейддилад следует отослать
обратно к её отцу, а Гвин и Гуитир "должны отныне и вплоть до Судного дня
сражаться за неё каждый год, первого мая, и тот из них, кто окажется
победителем, получит деву в жёны". Подобный мотив представлен во многих
индоевропейских традициях, когда Богиня одну половину года пребывает в
Подземном Мире (Осень и Зима). А Гвин и Гуитир - Силы Тьмы и Света, бьющиеся за
Богиню.
Так же примечателен Гвин в образе Великого
Охотника со своей Дикой Охотой в празднество Калан Гаэф (начало Зимы), он
архетипично схож со скандинавским Одином и его Wildes Heer. Шесть ночей Калан
Гаэф - страшное для людей время: распахнуты Врата Аннона, ворочается Адданк
змей Бездны [1], раскрываются Сиды Дивного Народа, кладбища и могилы
наполняются жизнью, это время страха, которого не стыдятся даже храбрецы. Сам
же день Калан Гаэф не принадлежит ни году, ни времени, он вне времени, его
называют "Не-день". Из северных гор, из сердца лесов Калледона и
Годдеу, из скалистого ущелья, которое люди зовут Котлом Кернунна, из Бездны,
под пологом туманов, под рыдающий вопль, от которого сердца мужчин теряют силу,
женщины выкидывают плод, сыновья и дочери теряют чувства, а все звери лесные,
земные и морские становятся бесплодными - начинается Дикая Охота:
Агатово-чёрен мрак, наги и бледны дерева, и холмы
темны.
Я слышал тот вопль, что и ныне таится в рыданье морской волны. |