О кельтских воинах
|
Большинство ранних обществ, не исключая архаическую Грецию и Рим, имеют
отдельный класс воинов. Не были в этом смысле исключением и кельты. Их воины
были выходцами из социальных групп, которые можно охарактеризовать как средние и
высшие слои общества. Именно они сражались в битвах, в то время как бедняки, по
словам Диодора, служили оруженосцами либо правили колесницами.
Кельт был
воином в героическом смысле этого слова. Он не слишком ценил свою жизнь. Он жил
ради войны, однако свойственное ему безудержное восхваление храбрости вкупе с
отсутствием дисциплины часто приводило к поражению. В пятой книге своего труда
Диодор приводит подробное и, возможно, довольно точное описание кельтского
воина. Однако следует помнить, что между первым столкновением Рима с кельтами в
битве при Аллии и завоеванием Галлии Цезарем - временем, когда писал Диодор, -
прошло 350 лет. За это время многое изменилось как в оружии, так и в тактике.
Здесь приводится краткое изложение Диодорова описания, которое иногда выглядит
анахроничным, а затем будет рассказано и об этих изменениях.
Итак,
кельтский воин, по Диодору, был вооружен длинным мечом, носимым на цепи на
правом боку, а также копьем или дротиками. Хотя большинство воинов предпочитали
сражаться обнаженными, некоторые носили кольчугу и бронзовый шлем. Последний
часто украшали рельефными фигурками, рогами или накладками, изображавшими зверей
или птиц. У воина был длинный, в человеческий рост, щит, который мог украшаться
рельефными бронзовыми фигурками.
В сражениях против конницы кельты
применяли боевые колесницы. Вступая в бой на своей двуконной колеснице, воин
сперва метал дротики, а затем, подобно героям Гомера, спускался с колесницы и
сражался мечом. Перед битвой воины (Диодор имеет в виду зачинщиков) выступали из
строя, потрясая оружием, дабы внушить страх противнику, и вызывали самого
храброго из противников на одиночный поединок. Если вызов принимался, зачинщик в
подлинно варварском духе мог разразиться песней, в которой он восхвалял дела
своих предков, хвастался собственными подвигами и всячески оскорблял противника.
Убив противника, кельтский воин отрезал ему голову и подвешивал ее на шею своего
коня. Затем он мог снять с убитого доспех и приказать оруженосцу унести
запятнанный кровью трофей, в то время как сам он пел над поверженным врагом
боевую песнь. Трофей затем прибивался к стене его жилища, а головы наиболее
отличившихся врагов бальзамировались в кедровом масле. Голова консула Луция
Постума, убитого кельтами в долине По в 216 г., была выставлена в храме.
Раскопки, которые велись в Энтремонте, показали, что отрубленные головы были не
просто трофеем, а частью религиозного ритуала - они располагались там в особых
нишах вокруг церемониального входа.
Перед тем как перейти к подробному
описанию кельтского снаряжения, следует сделать несколько общих замечаний по
поводу военного дела у кельтов. Все античные авторы сходятся на том, что кельты
не слишком ценили стратегию и тактику. Полибий обвиняет их в том, что они не
имели ни плана кампании, ни особых суждений о том, как ее следует проводить; он
добавляет, что все, что они творили, делалось под влиянием сиюминутных
побуждений. Может создаться впечатление, что кельты сражались, подобно
какому-нибудь сброду, наваливаясь всей толпой. Однако наличие среди кельтских
трофеев штандартов и труб, изображенных на арке в Оранже, может говорить о том,
что у них существовала достаточно строгая организация. Цезарь описывает, как
пилумы пронзали сомкнутые щиты кельтов. Это может относиться только к тесному
строю типа фаланги. Такое построение в принципе не было свойственно кельтам, а
следовательно, они могли использовать разные виды построений. В пользу этого
предположения говорит и Полибиево описание битвы при Теламоне. Кельты оказались
зажатыми между двумя римскими армиями, а потому построились спина к спине,
обратившись на обе стороны так, что глубина строя составила четыре человека.
Полибий восхищается этим строем и говорит, что даже в его дни, 75 лет спустя,
спорили, у какой из сторон была более сильная позиция.
Римляне же были
напуганы этим безупречным строем, а также диким грохотом и шумом, который
издавали кельты. И действительно, у них было бессчетное множество горнистов и
трубачей, и вдобавок все воины одновременно выкрикивали свои боевые кличи. В
завершение Полибий говорит, что кельты уступали римлянам только вооружением,
поскольку имели менее качественные мечи и щиты.
Существовало четыре типа
кельтских воинов: тяжелые пехотинцы, легкие пехотинцы, всадники и бойцы на
колесницах. Наличие всех четырех разновидностей засвидетельствовано Полибием.
Согласно всем античным источникам тяжелые пехотинцы были в первую очередь
мечниками, а легковооруженные - метателями дротиков.
|
|