Начиная с 5 в
до н. э., название "кельты" быстро распространялось по тогдашней
Европе. Но то, что было до 5 в., долго оставалось загадкой. С конца 18 в. под влиянием
романтизма возрастает интерес к прошлому кельтов, проявлявшийся уже ранее в
Западной Европе и на Британских островах, где жило много потомков этого народа.
Этот интерес превратился в настоящую кельтоманию, в результате чего, часто без
какого-либо критического подхода, собирались подлинные и мнимые свидетельства о
славном прошлом кельтов. Еще с 17 в. существовало мнение, что кельты на
западном побережье Франции и Англии были строителями мегалитических сооружений,
возведенных из крупных каменных глыб, как менгиров (высоких стоячих монолитов)
и дольменов (похоронных камер из крупных камней), так и длинных каменных аллей
или кругообразных сооружений (Stonehenge), которые считаются астрономическими
обсерваториями и местами культа. Романтики считали кельтов древнейшим народом,
отождествляли их с потомками библейских персонажей и часто на основе
произвольных этимологических сравнений приходили к выводу, что кельты были
расселены почти по всей Европе. Представления о высоком уровне развития кельтов
подкреплялись также литературными фальсификатами. Самыми известными из них
являются эпические произведения шотландского поэта Д. Макферсона, относящиеся к
1760—1763 гг., которые автор выдавал за перевод с кельтского творений Оссиана,
кельтского барда, жившего в 3 в. Отголоски пустого этимологизирования
удержались очень долго, по существу до нашего времени, и в течение всего этого
процесса самые разнообразные археологические находки без разбора приписывались
кельтам. Еще в конце прошлого века наблюдались панкельтские тенденции как
противовес воинствующему германизму или английскому империализму и до того же
времени считались подлинными бретонские народные песни, повествующие о
сопротивлении друидов христианству или о борьбе с франками; в действительности
же это были произведения Эрсарта де ла Виллемарке, изданные в 1839 г.
На западе,
следовательно, кельтские традиции были очень сильны и поддерживались самыми
разнообразными источниками и памятниками; это были сообщения древних писателей,
рассказывающих о жизни кельтов и их воинственности, литературные памятники
галльско - римской эпохи, в особенности надписи на надгробных камнях и подобных
сооружениях, этимологическая связь в названиях рек, местностей и
возвышенностей, кельтские монеты, находки которых быстро множились, предметы
кельтского искусства и материальные памятники в природе и, наконец, случайные
антропологические исследования. Источники, как видно, всесторонние, разной
ценности и по разному толкуемые. Еще в 19 в. появляются крупные работы
исторического, филологического, нумизматического и наконец археологического
характера, и в настоящее время эта литература почти необозрима. Да и не
удивительно, так как различные этапы развития кельтского общества и цивилизации
были связаны с территорией значительной части Европы, простирающейся от
Ирландии и Шотландии на северо-западе до самого Черного моря на юго-востоке.
|